Сергей Одоевский, искусствовед, о художнике: «Итак, мы присутствуем на презентации работ самобытного художника Леонида Середкина, интуитивно или по воле провидения постигшего смысл сюрреалистического и абстрактного искусства и реализовавшего его в своих произведениях. Художник всегда отрывает взгляд от внешнего мира и направляет его на себя, выражает себя. Он автор интуитивно-эмоциональных, «лирических» абстракций, дающих моментальный снимок его душевного состояния.
Контакт между автором и зрителем происходит не через проекции реальности, а через намеки на нее, через линии, пятна и цвет — так его искусство избавляется от необходимости что-либо досконально изображать, предлагая зрителю ощутить ничем не замутненную радость от взаимодействия с цветом, формой, линиями и текстурой. Художник как бы облегчает задачу зрителю, не давая ему отвлечься на объекты, изображенные в работе, а лишь намекая на них, помогает сразу погрузиться в эмоциональное переживание. Работы оказывают эмоциональное воздействие, схожее с музыкой. Звуки музыки невидимы и не осязаемы. Они оказывают прямое эмоциональное воздействие, вызывая радость и грусть, боль и восторг, успокоение и тревогу. К этому же стремится и автор.
Он выполнял свои работы без оглядки на рациональную эстетику, используя фантасмагорические формы. Он работает с такими тематиками, как эротика, ирония, магия и подсознание, совмещение сна и реальности. Появление подобных образов непредсказуемо; они – материализованная вспышка фантазии, неупорядоченные видения, возникающие на грани сна и пробуждения (С. Дали), алогичные сочетания элементов реальности (Р. Магритт), иногда абстрактные структуры, лишенные элементов фигуративности.
«Современная мифология» нашего автора остается туманностью — «восхитительными садами абсурдных верований, предчувствиями, одержимостью и горячкой, неизвестными и изменчивыми богами...». Инструментом художника руководит не разум, а интуиция, связанная с Мирозданием. Вот почему, обращаясь к чистому листу, художник не знает конечного результата и как бы по наитию работает с линией и цветом, создавая некую музыкальную гармоническую законченность в работе».
Фото: Леонид Середкин
Текст: Одоевский С.М.,
специалист по экспозиционно-выставочной деятельности, искусствовед