Проведение Всемирного дня науки было рекомендовано в 1999 году на проводимой в Будапеште Всемирной научной конференции (World Conference on Science), где была высказана необходимость более плотного взаимодействия между наукой и обществом.
Следуя повестке конференции 1999 года, ЮНЕСКО официально учредила Всемирный день науки, провозгласив его на общей конференции в 2001 году. В глобальном масштабе День был впервые отмечен 10 ноября 2002 года и с тех пор широко отмечается во всем мире.
Задачи Всемирного дня науки за мир и развитие:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» в статье 72 указывает на формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. В частности, целями интеграции являются повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности.
Современное управление учреждениями культуры – это управление, основанное на данных. В МБОУ ВО ЕАСИ результаты научно-практических исследований активно внедряются в образовательный процесс с ориентацией на повышение качества – как для студентов бакалавриата, так и в программах дополнительного образования.
Атрибутивность научных исследований в МБОУ ВО ЕАСИ связана с необходимостью обеспечения конкурентоспособности выпускников, сферы культуры Екатеринбурга, анализа текущей ситуации в городе, регионе, стране и мире для принятия эффективных управленческих решений.
Деятельность МБОУ ВО ЕАСИ в области научных исследований имеет несколько направлений:
Тема НИР МБОУ ВО ЕАСИ «Культура как фактор гуманитарного развития территории» актуальна в контексте активной государственной политики по преобразованию городской среды, созданию комфортных для жителей пространств, повышения качества жизни россиян, реализации национальных проектов. В рамках комплексной темы исследований академии изучается влияние культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития территорий, обеспечение единого культурного пространства, поддержки многообразия культурной жизни и культурных инноваций. Культура рассматривается как фактор роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залог динамичного социально-экономического развития, гарант сохранения территориальной целостности России.
Комплексные темы НИР кафедр утверждены Ученым советом 30 мая 2019 года. Для кафедры актуальных культурных практик это тема «Культурные практики в пространстве открытого города: история, современность, тенденции»; социокультурного развития территории – «Социокультурная деятельность как фактор развития территории»; прикладной информатики – «Цифровые технологии в социокультурных проектах территории».
Темы НИР академии и кафедр соответствуют образовательным программам, научные события в МБОУ ВО ЕАСИ и на партнерских площадках интегрированы в проблематику профилей подготовки студентов бакалавриата и обучающихся по дополнительным образовательным программам.
Институциализация НИР в академии осуществляется через регулярные научные события (всероссийские с международным участием) конференции «Культура открытого города», международные конференции по цифровому искусству, международный симпозиум, круглые столы и пр.), тематические события, заседания редакционно-издательского совета, работа института научных кураторов по кафедрам и пр. Институциализация НИРС также предполагает активное участие обучающихся в событиях МБОУ ВО ЕАСИ, информирование о внешних событиях, интеграцию НИРС в учебный процесс.
Участие в научно-исследовательской деятельности позволяет студентам углубить знания, полученные на учебных занятиях, способствует более качественному усвоению учебного материала, пониманию глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами, формированию тяги к исследовательской деятельности, аналитических навыков, а значит, способствует достижению одной из главнейших задач педагога: воспитать небезразличную, активную, мыслящую личность.
Закономерный результат успешного функционирования и развития процессов организации научно-исследовательской работы студентов – тот факт, что в последние годы почти половина выпускников академии получают направления для поступления в магистратуру.
Благодаря партнерству с органами власти, бизнесом, учреждениями культуры МБОУ ВО ЕАСИ обладает имиджем современной, продуктивной, успешной научной и образовательной институции, вовлечена в муниципальный, региональный и федеральный уровни решения проблем города.
Текст и фото: Пронин А.А.,
профессор кафедры актуальных культурных практик