С 28 по 30 сентября в Екатеринбурге прошел IV Международный симпозиум ЕАСИ «Городской патриотизм: экономика, политика и культура локальных перемен». Его организатором выступила Екатеринбургская академия современного искусства в партнерстве с Кинокультурным центром «Премьер Зал Омега», Уральским институтом управления РАНХиГС, УГМК и Управлением культуры Администрации города Екатеринбурга.
С 2015 года симпозиум ЕАСИ собирает теоретиков и практиков из различных областей науки и искусства. Обычно мероприятие проходит в конце мая, однако в этом году из-за пандемии симпозиум решили перенести на конец сентября. Впрочем, откладывать начало общественной дискуссии в рамках темы предстоящего научного события не стали: решили работать онлайн. Так появилась медиапрограмма симпозиума – 26 прямых эфиров о городском патриотизме в Instagram-аккаунте Академии, которые шли с января по сентябрь.
Офлайн-программу симпозиума открыли пленарным заседанием, которое прошло в Кинокультурном центре «Премьер Зал Омега». Гостей и участников первого дня поприветствовали начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Илья Марков, ректор Академии современного искусства Инна Ахьямова и руководитель отдела маркетинга B2C Кинокультурного центра «Премьер Зал Омега» Александра Мордоровская.
Проректор по научной и инновационной деятельности ЕАСИ и один из организаторов симпозиума Лариса Петрова рассказала о том, что провести международное научное событие во время пандемии – задача не из простых: «Когда в декабре 2020 года мы попытались определить точные даты симпозиума, стало понятно, что есть трудности, связанные с ограничением активности людей. Поэтому мы рискнули и перенесли симпозиум на сентябрь. Но нам хотелось сделать больше, поэтому 27 января мы начали медиапрограмму вместе с начальником научного отдела ЕАСИ Анастасией Егоровой и студенткой четвертого курса Ксенией Пакулиной. Прежде всего нам хотелось привлечь молодежную аудиторию, поэтому мы делали эфиры в Instagram. Если бы вы знали, как это было увлекательно, как много технических ошибок мы совершили, ведь оказалось, что не только для нас, но и для большинства спикеров медиапрограммы это новый опыт».
Первым спикером пленарного заседания стала Елена Шипицына, арт-критик, кандидат искусствоведения, куратор проектов современного искусства, член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов IS-AICA.
Во время своего доклада Елена, которая живет в Тель-Авиве, рассказала, что искусство в Израиле играет социальную роль. Художники в процессе своего обучения не просто осваивают художественные приемы, их основная задача – научиться осмыслять свой жизненный опыт и воплощать его через творчество.
Один из таких примеров – стрит-арт художник ДэДэ. Его нарисованные медицинские пластыри, которые можно встретить не только в Тель-Авиве, но и в других городах страны, – попытка бывшего военного залечить личные раны, оставшиеся после службы в армии. Получается своеобразная арт-терапия, и ДэДэ не отказывается от своего прошлого и прошлого своей страны: он переосмысляет это через креативные практики и напоминает окружающим о важности исторической памяти.
Еще одним гостем первого дня стал Михаил Пономаренко, сооснователь контент-бюро «Ишь, Мишь». Он рассказал о продвижении территорий в социальных сетях. Брендинг сегодня – актуальная и востребованная услуга, поскольку конкуренция за человеческий потенциал между городами стремительно растет. Один из способов такого продвижения – поиск амбассадоров, которые ассоциируются с локацией: ими могут быть как тиктокеры, так и политики.
Поэтому особенно важным становится выстраивание регулярного, долгосрочного контакта между властью и горожанами, в том числе через аккаунты в социальных сетях. Не менее важно формировать через них лояльность к территории у внешней и внутренней аудитории, использовать разные варианты подачи информации, поддерживать инициативы горожан и мониторить ситуацию в сети.
Продолжил мероприятия первого дня симпозиума воркшоп Василия Дубейковского, эксперта и практика в территориальном брендинге, руководителя команды CityBranding, лидера проектов по брендингу Добрянки (Пермский край) и Урюпинска (Волгоградская область). Василий на протяжении двух с половиной часов приводил примеры того, как важно для любого города наличие «третьего места» – пространства, которое не связано с домом («первым местом») или работой («вторым местом»). Потому что именно оно становится точкой притяжения городских активистов.
Если брать широко, то найти таких «третьих мест» можно много: сквер, банк или даже магазин. Однако современная урбанистика подразумевает под такими местами нечто более креативное, нишевое, новое, не задающее конкретное содержание деятельности внутри себя.
Василий поделился кейсами создания «третьих мест» в малых городах, поскольку в мегаполисах такое явление не редкость. «Гештальт» в Урюпинске, кастомизированная остановка и креативное пространство в Пежме, общественное пространство на набережной в Усть-Куте – примеры того, насколько сильно жителям не хватает «третьих мест», хотя до появления таковых они об этом и не подозревают. Но вокруг этих пространств действительно появляются инициативные люди, формируются сообщества.
Второй день начался с докладов, которые участники симпозиума представили в рамках пяти секций. Общую тему – «Городской патриотизм» – раскрывали по-разному: докладчики рассказывали о создании джаз-клуба в Первоуральске, о политических практиках молодежи российских городов, о стрит-арте как форме проявления гражданственности, театре, киноискусстве и многом другом.
Например, Ксения Калашникова, младший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук, приехала на симпозиум из Новосибирска. В своем докладе она поделилась историей улицы Фабричной: согласно исследованию Ксении, с этой улицей происходят процессы, схожие с теми, что стали причиной гуманизации Бруклина в 1990-е годы. Район с индустриальным прошлым трансформируется с приходом творческой интеллигенции при параллельном спаде промышленного производства. Но сегодня об этом ещё нельзя говорить как о полноценной джентрификации: несмотря на появление лофт-квартала и креативных пространств, на Фабричной много полуразрушенных заводских пространств, нет школы, аптек и даже супермаркетов. Поэтому, хоть жители улицы и обживают пространство вокруг себя, сохраняя память и историю, это место остается отчужденным, лишенным благ центральных районов.
Выпускница ЕАСИ (сейчас – магистрантка УрФУ) Виктория Нестерова представила результаты исследования о роли парковых пространств в формировании городского патриотизма, которое проводилось совместно с доцентом Екатеринбургской академии современного искусства Валентиной Самковой. В своем докладе девушка рассмотрела парки как места силы и консолидации горожан. В качестве примеров Виктория привела сквер возле Театра драмы, парк у Дворца Молодежи и сад на Горького, д.14, современные истории которых содержат в себе ни что иное, как социальный запрос на выстраивание диалога между горожанами и властью для решения вопросов застройки, реконструкции и экологии.
В качестве вечерней программы второго дня гостям симпозиума предложили поучаствовать в мастер-классе Ольги Павловой и придумать задание для усадьбы Железнова.
30 сентября в Уральском институте управления РАНХиГС собрались более 40 участников проектных смен фонда поддержки талантливых детей и молодёжи «Золотое сечение» и четыре депутата молодежного парламента. Они приняли участие в трекинг-сессии проектов по развитию территорий и познакомились с успешными кейсами продвижения локаций в малых городах. Вместе с Эльмирой Самохиной, президентом Фонда социальной активности «Идея» и инициатором проекта «Мраморная миля», Татьяной Лодыгиной из Красноуфимского краеведческого музей и Александром Савичевым, методистом Центра внешкольной работы и патриотом Сысерти, ребята обсудили возможности реализации собственных проектов, их разработку с учетом всех стейкхолдеров, истории и особенностей локации.
Завершился симпозиум прогулкой-экскурсией, которую провел Дмитрий Москвин, кандидат политических наук и руководитель центра авторских экскурсий. «Почему это ценно?» – ответ именно на этот вопрос нужно искать тогда, когда возникает речь о реставрации, сносе, перестройке здания или общественного пространства. В рамках экскурсии Дмитрий предложил участникам симпозиума посмотреть на привычные городские пейзажи под другим углом: так, оказалось, что непримечательный дом по улице 8 марта, 78а, – образец дома эпохи конструктивизма и часть комплекса Областной больницы спецназначения, главный корпус которой разрушается уже почти 20 лет. А городок милиции, расположенный на улице Чапаева, потерял свою целостность после сноса четвертого корпуса несколько лет назад. На месте снесенного дома собирались строить многоэтажку, но до сих пор не появилось даже котлована. Зато экскурсантам посчастливилось встретить одного из местных жителей, художника Алексея Рыжкова, у которого по этим местам есть свой авторский маршрут.
Финальной точкой прогулки стал сад Нурова – пример формирования инициативного сообщества и городского патриотизма. Его восстановлением и благоустройством занимаются горожане по собственному желанию: пустырь рядом с Царским мостом превратился в точку притяжения, осознанности и креатива.
Всего в симпозиуме вместе с медиапрограммой приняли участие гости из 6 стран и 24 городов, а офлайн-события 28-30 сентября посетили более 240 человек.
Если вы пропустили IV Международный симпозиум «Городской патриотизм: экономика, политика и культура локальных перемен», то на YouTube-канале Академии и на нашем сайте можно посмотреть записи пленарного заседания, воркшопов и работы секций.
Текст: Пакулина К.,
специалист по связям с общественностью
Фото: Доукша Т.,
портал «Культура Екатеринбурга»