Праздник 9-го Мая – знаменательная дата для всех россиян, и не только потому, что в этот день была объявлена Победа над врагом, но и потому, что он стал знаком победы стойкости, мужества, народного единства, терпения, взаимопомощи, любви к Родине.
Традиционно в России в этот праздничный день отдают дань подвигу солдат, сумевших остановить агрессора и восстановить мир. Это не было бы возможно без мощной поддержки тыла.
Сборник «Культурно-историческое и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне» является частью проекта «Трудовой подвиг народа в годы Великой Отечественной войны», посвященного жизни и деятельности трудового народа в 1941–1945 гг. Данный проект включал в себя конкурс эссе, экспозицию «Незаметные герои 1941–1945 гг.», акцию «Человек жив, пока жива память о нем», танцевальные акции, конкурс творческих работ в виде рисунков в разных техниках, макетов, видеороликов, пластилиновых картин, презентаций, учебных разработок, плакатов, коллажей и скульптур.
Проект, инициированный Екатеринбургской академией современного искусства в лице кафедры актуальных культурных практик, стартовал в феврале 2015 г., года, юбилейного для Победы, и за шесть лет существования объединил людей разных поколений: от дошкольников до самих участников событий того времени. В проекте приняли участие более 4 тыс. человек. Благодаря им удалось собрать, обобщить, сохранить и осветить деятельность населения, направленную на сохранение и развитие науки, культуры и образования, сферы промышленности и сельского хозяйства в Свердловской области и других регионах страны в 1941–1945 гг., тем самым увековечить память о трудовом подвиге народа. За годы существования проекта на основании поступающей информации получилось создать несколько видеоматериалов, в частности, видеоэкскурсию «Незаметные герои 1941–1945 гг.», видео-арт «Трудовой подвиг работников Уралмашзавода 1941–1945 гг.», «Трудовой подвиг народа в годы Великой Отечественной войны», сделать выставки «Незаметные герои 1941–1945 гг.», «Открытки и марки, посвященные трудовому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны», «Агитационные плакаты, посвященные трудовому подвигу народа в годы Великой Отечественной войны», провести более 20-ти экскурсий по данной тематике для взрослых и детей. Создана группа ВКонтакте «Трудовой подвиг народа: обратная сторона Победы», где выкладывается информация о деятельности населения в годы войны. Создана электронная экспозиция. Все это способствует воспитаю уважительного отношения к ветеранам и наследию нашей страны. Проект позволил участникам конкурса проявить творческие и познавательные способности.
География проекта достаточно широка и распространяется от Архангельска до Барнаула. Он охватил несколько регионов РФ: Алтайский край, Владимирскую область, Кировскую область, Мурманскую область, Пермский край, Приморский край, Свердловскую область, Тюменскую область, Челябинскую область и даже Республику Казахстан.
Когда говорят о Великой Отечественной войне, в первую очередь вспоминают подвиги солдат, блокаду Ленинграда, оккупацию, а ежедневный незаметный, но такой значимый для Победы труд тыловиков, как правило, уходит на второй план. Своим проектом его организаторы хотели привлечь внимание к весомому вкладу, который внесли представители разных профессий для Победы в войне, к людям, трудившимся в колхозах и на заводах, на почте, в медицинских учреждениях, в системе образования, культуры, науки и т. д. К людям, которые поставляли на фронт продукты питания, военную технику, медикаменты, одежду и многое другое, сохраняли и приумножали духовные, культурные ценности страны. И, конечно же, нам хотелось показать жизнь детей войны, которые несмотря на свой юный возраст работали наравне со взрослыми, умело совмещая труд с учебой и помощью родителям в ведении хозяйства.
Особую роль в Победе сыграли отдаленные от центра страны территории, в том числе Урал и Сибирь. Ведь именно сюда была эвакуирована большая часть промышленных предприятий, выпускавших военную продукцию; учреждений культуры для сохранения культурного наследия страны; высококлассных специалистов в различных областях народного хозяйства, обеспечивавших бесперебойный выпуск необходимой для фронта продукции. Урал на время войны превратился в кузницу Победы, поскольку поставлял на фронт не только легендарные «Катюши», танки Т-34, но и другие боевые машины и установки, оружие, обмундирование, медикаменты, продукты питания. Именно на Урале сохранилась значительная часть культурных ценностей страны. В годы Великой Отечественной войны регион внес огромный вклад в продвижение науки, развитие культуры, создание художественных произведений, музыки, театральных постановок. Поэтому закономерно, что эссе, посвященные труженикам тыла на Урале, весомо представлены в книге.
В 2015 г. в конкурсе эссе участвовали 29, в 2016 г. – 42, в 2017 г. – 48, в 2018 г. – 41, в 2019 г. – 38, в 2020 г. – 40 человек. Возрастной состав участников конкурса широк, несколько работ написаны участниками военных событий. И все же подавляющее большинство публикаций подготовлены студентами и школьниками на основе воспоминаний своих родственников.
Всего за годы реализации проекта Екатеринбургской академией современного искусства было издано четыре сборника конкурса творческих и исследовательских работ «Культурно-историческое и духовное наследие поколений победителей в Великой Отечественной войне», в которые вошло 194 эссе 196 авторов. В данном, уже пятом, обобщающем сборнике представлены 131 лучших из ранее опубликованных, которые редакционная коллегия сочла возможным сгруппировать в разделы: «Вклад работников промышленности и связи в Победу», «Вклад тружеников села в Победу», «Вклад детей и подростков в Победу», «О вас, о тружениках тыла, кто час Победы приближал», «Трудовой подвиг в образовании, науке и культуре». Историческая ценность материалов состоит в том, что они основаны на воспоминаниях непосредственных участников событий, некоторые эссе написаны самими свидетелями событий военного времени.
Эти люди достойны того, чтобы их знали, помнили и ставили в пример подрастающим поколениям.
Книга адресована школьникам, студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем интересующимся историей Великой Отечественной войны.
Текст: Ахьямова И.А., доктор педагогических наук, ректор,
Ефремова У.П., кандидат исторических наук, и.о. заведующего кафедрой актуальных культурных практик,
Пронин А.А., кандидат исторических наук, профессор кафедры актуальных культурных практик,
Славина А.С., кандидат педагогических наук, первый проректор
Фото: ИД «Директ-Медиа»