18 мая в Екатеринбургской академии современного искусства отметили Международный день музеев. Празднование прошло в смешанном формате: теория и практика. В рамках Грушинской конференции можно было послушать онлайн о том, как бумажные путеводители по музеям превратились в чат-боты в Telegram, а офлайн - встретиться с «без-образным» художником Виктором Оборотистовым.
Старт торжественному дню дали академично – Международной Грушинской социологической конференцией. ЕАСИ выступила партнером секции «Музей онлайн: институциализация виртуального культурного контента как новая черта производства и потребления культурных благ», а проректор по научной и инновационной работе академии Лариса Петрова – ее программным директором. Виртуальный культурный контент, новые способы его производства и потребления – основная тема докладов и обсуждений в рамках секции.
О том, стоит ли доставлять музей на дом, участникам конференции рассказала Людмила Старостова, руководитель отдела развития Музея первого президента России Б. Н. Ельцина. Она поделилась опытом того, как период карантина и ограничений повлиял на сотрудников музея. В первую очередь, Людмила отметила возможность проводить «технический» день несколько раз в неделю: шанса закрыть музей надолго, чтобы поработать с экспозицией, до пандемии практически не было. Обновили и собственные знания – приглашали в ZOOM специалистов по истории, читали лекции друг другу. Однако работа с посетителями Ельцин Центра не остановилась, появились новые формы, которые существуют и сейчас: подкасты, видеоэкскурсии, онлайн-лаборатории, игры. Например, telegram-маршруты по музею стали экологичной и востребованной заменой тематическим бумажным путеводителям, которые выпускались до перехода институции в digital-пространство. «Людей в музее часто интересует не столько подлинность артефакта, но подлинность чувства и переживания, – говорит Людмила. – Более взыскательный посетитель приходит, чтобы получить опыт чтения: рефлексивно оценить устройство экспозиции. Поэтому есть элементы музейного опыта, которые digital заменить не способен».
Следующий спикер секции тоже из Екатеринбурга. Это независимый исследователь и куратор Евгения Чайка. Тема ее доклада – «Арт-резиденции в экосистеме культуры: тектонические сдвиги в условиях ограниченной мобильности». Формат арт-резиденций развивался и укреплялся через осознание необходимости смены места для интенсификации творческого процесса. Сегодня арт-резиденция рассматривается как инструмент поддержки художника на его творческом пути. По словам Евгении, с приходом пандемии ценность этой поддержки начинает доминировать над более привычными ценностями, возникающими в арт-резиденциях и связанными с пространственно-временными отношениями внутри. Благодаря этому резиденции получили возможность уходить в цифровой формат, однако некоторые теоретики считают, что цифровые арт-резиденции должны стать отдельным направлением работы с художниками.
Еще одной гостьей секции стала Екатерина Кенигсберг, начальник отдела международных связей Белорусской государственной академии искусств. Она рассказала о влиянии пандемии COVID-19 на современное искусство, о возможностях раскрытия творческого потенциала во время локдаунов и переезде музейных проектов в интернет. Екатерина заметила, что такая практика как онлайн-флешмоб стала своего рода арт-терапией, позволяющей многим людям осмысленно проводить время изоляции. Создание фоторепродукций известных произведений искусства с помощью подручных средств во время локдаунов приобрело огромное количество поклонников: примером тому служат Getty Museum Challenge и публикации по хэштэгу #TussenKunstQuarantaine. На фоне мировых глобальных ограничений на посещение культурных институций сюрреалистичным выглядит кейс Беларуси: там не вводились серьезные ограничения, связанные с пандемией, масочный режим появился только в конце прошлого года, а рекомендации по наполняемости киноконцертных и театральных залов были сформулированы весной 2021 года. У музеев и галерей была уникальная по нынешним временам возможность продолжать свою деятельность в привычном формате, поэтому в Беларуси увеличения присутствия культурных институций в интернет-секторе не произошло.
Последний спикер секции Виктория Мерзлякова, доцент Факультета культурологии РГГУ, доцент Института общественных наук РАНХиГС, рассказала о важности коммуникации музейных институций с аудиторией в социальных медиа. Виктория обратила внимание, что весна 2020 года стала периодом значительного ускорения процессов развития сетевого взаимодействия культуры и зрителя. Необходимость сохранить контакт и присутствовать в информационной повестке стали отправными точками выхода институций за пределы привычного формата ведения деятельности. Мультиплатформенность, расширение аудитории, создание дополнительных форматов презентации фондов – только некоторые преимущества перехода в digital для музейных пространств.
Вынужденное переосмысление привычных практик и форматов – точка роста и трансформации для культурной институции. Вопрос, который всё еще остается открытым: «А как зрители рефлексируют над тем, что изменилось в их культурном потреблении за прошедший год?».
Уже в очном формате в академии прошла встреча с художником Виктором Оборотистовым. Сейчас 19 его картин, написанных за последние два года, выставлены в галерее академии современного искусства. Сам художник говорит, что он пишет «без-образно»: чтобы понять содержание полотна, лучше сначала прочитать ее название. Произведения Виктора лишены персонификации, на них – эфемерное: внутренние движения, связи, эмоции. На artist-talk с автором живописных работ пришли и преподаватели, и студенты. Первый вопрос, конечно, был о начале творческого пути и поиске собственного стиля. «Мы сами решаем, что и как делать. Свобода – это хорошо. Но в то же время свобода – большая проблема, потому что никто не может сказать, что нужно делать и нужно ли вообще, – говорит Виктор. – Чаще всего, я просто жду, когда само придёт: тогда вижу, что должен сделать. Это и делаю». Делится Виктор и историями создания картин. Например, в начале пандемии у художника дома всегда были апельсины, и Виктор никак не мог понять, как их нарисовать: они же все одинаковые, оранжевые. Но ведь есть еще вкус, запах – как передать их с помощью образов и красок?
Также Виктор рассказал о своем неоднозначном отношении к уличному искусству: признался, что не понимает, зачем заставлять людей постоянно смотреть на свои работы. На вопрос о том, хотел бы Виктор когда-нибудь попробовать себя в этом направлении искусства, художник ответил, что большие работы можно размещать на холстах и не «портить стены».
Говоря о собственных походах в музеи и галереи, Виктор отмечает, что хорошая картина – живая. А оживает она за счет того, что зритель проживает внутри себя эмоции, которые получает, наблюдая за сюжетом полотна. Так эти внутренние ощущения остаются в нас, и то, что нарисовано на холсте, становится частью нашего опыта.
Завершился День музеев экскурсией по открытым недавно в ЕАСИ выставкам: «Счастье в творчестве», студенческие работы в стиле батик, живопись самого Виктора Оборотистого и большой фотопроект к 15-летию академии современного искусства.
Текст: Пакулина К.,
специалист по связям с общественностью
Фото: Сапожников Г.,
портал «Культура.Екатеринбург.рф»