Мониторинг эффективности деятельности вузов введен в практику Минобрнауки России с 2012 г. Он учитывает результаты деятельности практически всех вузов страны и их филиалов. Традиционно деятельность вузов оценивается по пяти показателям.
Первый из них – образовательная деятельность: средний балл студентов, принятых по результатам ЕГЭ и результатам испытаний профессиональной направленности/творческих испытаний (проводимых по 100-бальной шкале) на обучение по очной форме по программам бакалавриата и специалитета за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами. Академия набрала по нему 68,64 пункта, что превышает федеральную медиану (63,87), региональную медиану (проходной порог вузов Свердловской области составил 61,9) и медиану ведомственную (67,59).
Второй показатель – научно-исследовательская деятельность. Оценивается объем научно-исследовательских работ и средств, направленных на творческие проекты, в расчете на одного научно-педагогического работника, за исключением ППС из числа работников предприятий и организаций (кроме образовательных), привлеченных к образовательной деятельности по реализации образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры. Результаты научно-исследовательской деятельности ЕАСИ из года в год значительно превышают медианные показатели. По результатам мониторинга 2023 г. (по данным за 2022 г.) показатели ЕАСИ по науке выше показателей предыдущего года на +20,1%, что на 40 пунктов (32%) выше федеральной медианы, на 55 (33%) – региональной и на 42,3 (25%) – ведомственной.
Третий показатель – международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, в общей численности студентов. В 2022 году иностранные студенты в Академии не обучались, потому не достигла пороговых значений.
Четвертый показатель – финансово-экономическая деятельность: доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного научного-педагогического работника. Академия продемонстрировала значительный рост (|+35,4% к данным 2021 года), набрав 3104,16 пункта. Однако это ниже федеральной, региональной и ведомственной медиан (соответственно 3489,1, 3642,7 и 3876,8 пункта).
Пятый показатель – заработная плата: отношение заработной платы профессорско-преподавательского состава к средней заработной плате по экономике региона. Академия набрала здесь 204,88 пункта, что несколько превышает региональную и ведомственные медианы (204,6 и 200,9 соответственно), но отстает от значений по Российской Федерации в целом (205,4).
Дополнительным показателем, выбранным в этот раз для оценивания, стала доля работников (приведенных к числу ставок) из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих государственные почетные звания, лауреатов международных и всероссийских конкурсов, лауреатов государственных премий, в численности профессорско-преподавательского состава без работающих по договорам гражданско-правового характера. Академия набрала здесь 43,94 пункта, что ниже значений федеральной, региональной и ведомственной медиан (63,12, 68,65 и 64,81).
Мониторинг эффективности – это один из наиболее объективных национальных рейтингов, выполнение показателей эффективности свидетельствует о качестве и успешной деятельности вуза.
Составители рейтингов делят вузы на пять лиг.
По итогам мониторинга эффективности ЕАСИ достигла медианных значений 3 из 6 показателей и по рейтингу мониторинга эффективности вузов вошла в Третью лигу, в то же время получив по образовательной и научно-исследовательской деятельности оценку B (Вторая лига).
По предметному национальному агрегированному рейтингу направления подготовки 50.00.00 Искусствознание отнесены ко Второй лиге, а направления подготовки 09.00.00 Информатика и вычислительная техника вошли в Четвертую лигу.
В то же время в предметном рейтинге «Первая миссия» оценка академии – А (Первая лига), и этот отличный результат обусловлен экспертной оценкой по итогам опроса широкого круга стейкхолдеров высшего образования – специалистов, имеющих непосредственное отношение к образованию. Это эксперты, привлекаемые к процедурам государственной и профессионально-общественной аккредитации, руководители образовательных организаций, представители профессиональных и общественных организаций, крупные работодатели и студенты. Высокая оценка – повод для гордости, успех всего коллектива.
Всего в предметном национальном агрегированном рейтинге рассматриваются 8 рейтингов, составленных на основе открытых баз данных и удовлетворяющие требованиям публичности (полная информация представлена в открытом доступе), стабильности (существуют не менее трех лет и проводится периодическое оценивание), массовости (оценивают не менее 100 вузов).
Как итог, по результатам национального агрегированного рейтинга, учитывающего все предыдущие рейтинги, академия на сегодняшний день вошла в Пятую лигу, состоящую из всех вузов РФ, и в Третью лигу, состоящую из вузов Свердловского региона. Для сравнения: в одной лиге с ЕАСИ оказались Уральский государственный юридический университет имени В.Ф. Яковлева и Уральский государственный университет путей сообщения.
Текст: Пронин А.А., профессор кафедры актуальных культурных практик
Фото из открытх источников