Лицейский круг: Дягилевцы
Подведены итоги первого конкурса 2022 года Фонда Президентских грантов. В числе победителей – наш проект, представленный автономной некоммерческой организацией «Школа инклюзивной культуры "Вместе"», – «Лицейский круг: Дягилевцы».
Цель проекта: развитие школьной идентичности обучающихся Гимназии № 8 «Лицей им. С. П. Дягилева» путем вовлечения в творческие коммеморативные практики с участием выпускников разных лет; формирование сообщества лицеистов, помогающего их социальной и профессиональной самореализации.
Гимназия № 8 «Лицей имени С. П. Дягилева» г. Екатеринбурга не только приобщает учеников к искусству, но и создает арт-терапевтическую среду для обучающих с особыми образовательными потребностями. Проект «Лицейский круг: дягилевцы» направлен на развитие школьной идентичности путем вовлечения людей разных возрастов в творческую коммеморативную деятельность, общение с учениками других классов и выпускниками разных лет. Несмотря на долгое существование уникальной школы и большие достижения учеников, в ней отсутствуют межпоколенческие связи, особенно важные для людей творческих склонностей и профессий в их самоопределении.
Задачи проекта:
- информационная задача в отношении участников проекта и общества в целом;
- организация коммеморативных и творческих активностей, усиливающих школьную идентичность учеников разных возрастов (с привлечением выпускников);
- аналитическая задача - обобщение и трансляция результатов проекта научной и педагогической общественности Екатеринбурга и Свердловской области.
Проект формирует сообщество «дягилевцев» в ходе их участия в общественных преобразованиях, конструировании социальности и развитии креативности. В нем происходят:
- развитие школьной идентичности учеников гимназии («Я – ученик Дягилевки») как первого уровня гражданской идентичности, которая в настоящее время неустойчива и не способствует личностному самоопределению, видению социальных перспектив;
- реализация детско-взрослых коммеморативных и дискуссионных практик по поводу истории школы и судеб ее учеников разных лет как «общего творческого дела», основанного на неформальных коммуникациях единомышленников, любящих искусство;
- преодоление усилиями сообщества разрыва между потребностями в получении детьми всестороннего образования, и качества образовательной среды, пространственно-семантические компоненты которой отстают от современных требований.
Целевой группой проекта являются обучающиеся Гимназии № 8 «Лицей имени С. П. Дягилева» г. Екатеринбурга: учащиеся начальной школы приобретают опыт «узнавания» школы и ее истории как социокультурного пространства; учащиеся основной школы приобретают опыт исследовательской и творческой деятельности, взаимодействия с людьми разных возрастов, закончивших эту школу; учащиеся старшей школы приобретают опыт профориентации, а также творческой и наставнической деятельности, инициируя и координируя деятельность школьников младшего возраста по фиксации школьной истории.
Проект имеет инклюзивный характер, а сопричастность истории школы становится первым шагом на пути формирования чувства сопричастности большой Истории – истории региона и страны.
Проект направлен на решение следующих социальных задач:
- самоопределения учащихся: ученикам сложно самоопределиться в жизни и призвании, т. к. они не знают историю гимназии и зачастую не видят своих профессиональных перспектив в связи с умениями, полученными в Лицее; школьная идентичность носит неустойчивый характер (об этом свидетельствуют результаты анкетирования, в ходе которого не удалось получить развернутые ответы на вопросы, связанные со школьной идентичностью лицеистов);
- разработки действенных механизмов передачи социального и профессионального опыта выпускников школы ее нынешним ученикам, а для сферы искусства это особенно важно;
- формирования узнаваемого «лица» школы, т. к. школьные мероприятия, косвенно направленные на формирования и развитие школьной идентичности, имеют стихийный характер (подтверждается анализом нормативной документации школы, календарными планами классных руководителей), а айдентика устарела;
- развития школьного музея: существующий школьный музей, где могли бы реализоваться практики коммеморации, не является социально привлекательным пространством;
- создания детско-взрослых общностей, объединенных чувством сопричастности судьбе школы и включающими в «орбиту» своей деятельности сегодняшних лицеистов, выпускников разных лет, родителей, педагогов, ветеранов школы (отмечено в процессе проведения неформализованных интервью с родителями и педагогами).
Текст и фото: Институт образовательных стратегий
19 января 2022, 22:06
Количество показов: 636