Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Красных партизан, 9

+7 (343) 346-76-32

Объявления

Выставка «Уралмашевцы – строители «города-сада»

18 мая 2017 г.

Никогда прежде в художественном творчестве тема труда не занимала столь большого места, как в искусстве первого в мире социалистического государства. Труд сформировал лучшие черты человека новой формации, объединил людей в огромный слаженный коллектив на новых, невиданных ранее общественных началах. И не удивительно, что именно в человеке труда ищут художники воплощение идеала красоты и гармонического развития личности. Трудовые свершения советских людей, отношения, связывающие членов общества в процессе совместной работы, дают художникам богатейший материал для создания произведений больших мыслей и чувств, высокого гражданского звучания.

В конце 1920-х – 1930-х годов на строительство Уралмаша в Свердловск – недавно заштатный Екатеринбург – устремилась огромная масса не только рабочих, но и крестьян, снявшихся с насиженных мест и пополневших армию тружеников социалистической индустрии. Уралмаш, как и другие гиганты строящейся промышленности тех лет, явился невиданной кузницей кадров социалистической нови, перековки человеческого сознания, одним из центров рождения советского рабочего класса, ныне вызывающего гордость и восхищение не только в нашей стране, но и у наших друзей за рубежом.

Отсюда – массовый интерес к преобразуемому трудом народу Урала, и в частности к Уралмашу, многочисленных работников искусства страны. Над промышленными стройками страны, в том числе Свердловска, еще с 1920-х годов установилось шефство крупнейших советских художников. Это важнейшее обстоятельство с первых лет определило высокий уровень и масштабность освещения рабочей темы, поднимаемой на уральском материале.

Администрация Уралмаша, его партийная организация понимали, что необходимо установление более прочных связей с деятелями искусства, что нужна четкая система в деле организации художественной летописи завода, создании галереи портретов выдающихся представителей рабочего класса и интеллигенции.

Большую серию портретов, посвященных уралмашевцам, создал один из советских художников старшего поколения Ю. Бершадский, приехавший в Свердловск в самом начале войны.

В 1950-х годах в творческой организации свердловских художников произошли количественные и качественные изменения. Ее ряды заметно увеличились за счет большого притока талантливой молодежи, выпускников одного из старейших в стране Свердловского художественного училища , а также вернувшихся в родной город воспитанников художественных институтов Москвы, Ленинграда и других городов.

В скором времени яркой страницей в художественной летописи Уралмаша станет творчество А. Бурака, И. Симонова. С именами этих живописцев окажется прежде всего связанным стремление к большим обобщениям, монументальной приподнятости образов, сосредоточенному фиксированию мыслей и чувств. Для этих художников Урал был родным краем, с детства вошедшим в их плоть и кровь, и они безраздельно посвятили ему свой талант.

В 1950-х – начале 1960-х годов качественные сдвиги происходят в работе свердловских художников в области портрета. Здесь, как и в тематической картине, заметно возрастает идейная нагрузка образов. Важно отметить, что именно в портрете особенно яркое воплощение находят новые черты духовного облика современного рабочего класса, его неизмеримо возросший интеллектуальный, культурный уровень.

В 1970 году по инициативе секретариата Союза художников РСФСР были созданы творческие бригады художников для работы на крупнейших заводах и стройках страны. Появилась такая бригада и в Свердловской организации Союза художников РСФСР для работы на Уралмаше.

В состав первой творческой бригады на Уралмаше вошло одиннадцать человек. Состояла бригада исключительно из свердловчан. Всех их объединяла одна общая цель: увидеть «свой» Уралмаш, запечатлеть его облик, показать красоту и величие его тружеников.

Это было началом того серьезного и планомерного подхода к раскрытию многообразной трудовой деятельности Уралмаша, о котором могли только мечтать художники предыдущих десятилетий. С каждым годом этот союз труда и искусства, их взаимные связи крепли, возрастало и понимание общих задач.

Результаты труда первого состава творческой бригады, проработавшей на заводе несколько лет, были представлены на четвертой зональной выставке «Урал социалистический», прошедшей в Уфе в 1974 году. В экспозиции решено было выделить отдельный сектор под произведения членов бригады. Четырнадцать авторов (трое художников присоединились позже, но работали самостоятельно, вне бригады) представили сорок произведений. Это была целая «выставка в выставке». Красной нитью проходит через все «уралмашевские» произведения образ человека труда. Были созданы произведения, в которых свежо, ярко и многогранно решен образ молодого рабочего, тема трудовых династий и наставничества.

Успеху членов творческой группы способствовало большое внимание к ним со стороны дирекции завода, его партийных и общественных организаций, живая заинтересованность в отображении средствами искусства людей и дел Уралмаша. Творческую активность стимулировали и меры, предпринятые для повышения престижа участников группы, в частности, решение дирекции предприятия об учреждении звания лауреата премии Уралмашзавода за лучшее произведение в области искусства и литературы. Было принято и другое важное решение: создать на Уралмаше собственную картинную галерею. К тому времени скопилось уже достаточно большое количество художественных произведений о «заводе заводов», хранящихся в городе, в его музеях, а также рассеянным по частным собраниям или находящихся в художественных музеях страны.

И такая галерея была открыта, но в связи с пожаром, изменением политической и экономической обстановки в стране, на сегодняшний день ее работы разбросаны по разным местам и только предлагаемая вашему вниманию часть коллекции хранится в Музее истории Уралмашзавода по адресу: Машиностроителе, 17.

В конце 1920-х – 1930-х годов на строительство Уралмаша в Свердловск – недавно заштатный Екатеринбург – устремилась огромная масса не только рабочих, но и крестьян, снявшихся с насиженных мест и пополневших армию тружеников социалистической индустрии. Уралмаш, как и другие гиганты строящейся промышленности тех лет, явился невиданной кузницей кадров социалистической нови, перековки человеческого сознания, одним из центров рождения советского рабочего класса, ныне вызывающего гордость и восхищение не только в нашей стране, но и у наших друзей за рубежом.

Отсюда – массовый интерес к преобразуемому трудом народу Урала, и в частности к Уралмашу, многочисленных работников искусства страны. Над промышленными стройками страны, в том числе Свердловска, еще с 1920-х годов установилось шефство крупнейших советских художников. Это важнейшее обстоятельство с первых лет определило высокий уровень и масштабность освещения рабочей темы, поднимаемой на уральском материале.

Администрация Уралмаша, его партийная организация понимали, что необходимо установление более прочных связей с деятелями искусства, что нужна четкая система в деле организации художественной летописи завода, создании галереи портретов выдающихся представителей рабочего класса и интеллигенции.

Большую серию портретов, посвященных уралмашевцам, создал один из советских художников старшего поколения Ю. Бершадский, приехавший в Свердловск в самом начале войны.

В 1950-х годах в творческой организации свердловских художников произошли количественные и качественные изменения. Ее ряды заметно увеличились за счет большого притока талантливой молодежи, выпускников одного из старейших в стране Свердловского художественного училища , а также вернувшихся в родной город воспитанников художественных институтов Москвы, Ленинграда и других городов.

В скором времени яркой страницей в художественной летописи Уралмаша станет творчество А. Бурака, И. Симонова. С именами этих живописцев окажется прежде всего связанным стремление к большим обобщениям, монументальной приподнятости образов, сосредоточенному фиксированию мыслей и чувств. Для этих художников Урал был родным краем, с детства вошедшим в их плоть и кровь, и они безраздельно посвятили ему свой талант.

В 1950-х – начале 1960-х годов качественные сдвиги происходят в работе свердловских художников в области портрета. Здесь, как и в тематической картине, заметно возрастает идейная нагрузка образов. Важно отметить, что именно в портрете особенно яркое воплощение находят новые черты духовного облика современного рабочего класса, его неизмеримо возросший интеллектуальный, культурный уровень.

В 1970 году по инициативе секретариата Союза художников РСФСР были созданы творческие бригады художников для работы на крупнейших заводах и стройках страны. Появилась такая бригада и в Свердловской организации Союза художников РСФСР для работы на Уралмаше.

В состав первой творческой бригады на Уралмаше вошло одиннадцать человек. Состояла бригада исключительно из свердловчан. Всех их объединяла одна общая цель: увидеть «свой» Уралмаш, запечатлеть его облик, показать красоту и величие его тружеников.

Это было началом того серьезного и планомерного подхода к раскрытию многообразной трудовой деятельности Уралмаша, о котором могли только мечтать художники предыдущих десятилетий. С каждым годом этот союз труда и искусства, их взаимные связи крепли, возрастало и понимание общих задач.

Результаты труда первого состава творческой бригады, проработавшей на заводе несколько лет, были представлены на четвертой зональной выставке «Урал социалистический», прошедшей в Уфе в 1974 году. В экспозиции решено было выделить отдельный сектор под произведения членов бригады. Четырнадцать авторов (трое художников присоединились позже, но работали самостоятельно, вне бригады) представили сорок произведений. Это была целая «выставка в выставке». Красной нитью проходит через все «уралмашевские» произведения образ человека труда. Были созданы произведения, в которых свежо, ярко и многогранно решен образ молодого рабочего, тема трудовых династий и наставничества.

Успеху членов творческой группы способствовало большое внимание к ним со стороны дирекции завода, его партийных и общественных организаций, живая заинтересованность в отображении средствами искусства людей и дел Уралмаша. Творческую активность стимулировали и меры, предпринятые для повышения престижа участников группы, в частности, решение дирекции предприятия об учреждении звания лауреата премии Уралмашзавода за лучшее произведение в области искусства и литературы. Было принято и другое важное решение: создать на Уралмаше собственную картинную галерею. К тому времени скопилось уже достаточно большое количество художественных произведений о «заводе заводов», хранящихся в городе, в его музеях, а также рассеянным по частным собраниям или находящихся в художественных музеях страны.

И такая галерея была открыта, но в связи с пожаром, изменением политической и экономической обстановки в стране, на сегодняшний день ее работы разбросаны по разным местам и только предлагаемая вашему вниманию часть коллекции хранится в Музее истории Уралмашзавода по адресу: Машиностроителе, 17.