Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3

+7(343) 253-73-15 +7(967) 639-76-32 Приемная комиссия +7(343) 253-73-17

«Те, кто изменяет реальность». Интервью с председателем экзаменационной комиссии ЕАСИ Ириной Мурзиной

13 июля 2020 г.


На прошлой неделе в Екатеринбургской академии современного искусства завершились защиты выпускных квалификационных работ. Большинство студентов представили свои проекты на отлично – завтрашних выпускников вуза ждут завидные карьерные перспективы. Мы решили поговорить с председателем Государственной экзаменационной комиссии ЕАСИ Ириной Мурзиной о качестве образования в академии и в сфере культуры Екатеринбурга в целом.

Ирина Мурзина – доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий. Последние четыре года Ирина Яковлевна возглавляет Государственную экзаменационную комиссию ЕАСИ. Перед ее глазами – множество дипломных проектов выпускников академии, а за спиной – солидный опыт работы в сферах культуры и образования.

– Ирина Яковлевна, как вы формулируете для себя цель образования в культурной сфере Екатеринбурга?

– Образование в сфере культуры в Екатеринбурге представляет собой многоэтажную конструкцию, очень сложную по своей сути. Эта конструкция отражает все направления культуры как специализированной сферы. Есть первый уровень, связанный с образованием детей и подростков: художественные школы, школы искусств, творческие коллективы. И второй уровень – уровень профессионального образования: среднее специальное образование и высшее. В этом смысле Екатеринбург – город уникальный. Потому что если говорить о профессиональном образовании, то оно у нас затрагивает практически все сферы художественно-творческой деятельности: и театральную, и музыкальную, и менеджерскую. У нас есть возможность обучать и творцов культуры: художников, актеров, музыкантов, и тех, кто принимает управленческие решения и организует пространство культуры – технологов, менеджеров, специалистов в области социально-культурной деятельности.

– На каком уровне сейчас находится образование в сфере культуры в Екатеринбурге?

– Творческая составляющая образования достаточно яркая, управленческая — тоже очень интересная, разнообразная. Екатеринбург являет собой сложный конгломерат: он как центр региона выступает транслятором ценностей и формирует культурную повестку. При этом он во многом позиционирует себя как город культуры – творческий, креативный.

Я бы слово «культура» толковала в широком смысле – не только как сферу досуга и художественно-творческой деятельности, но и как особый образ жизни, в котором труд, в том числе и на производстве, не лишен творческой составляющей.

– Многие ли выпускники, окончившие бакалавриат с гуманитарным уклоном, остаются в профессии?

– Смотря что понимать под словами «гуманитарный уклон». Я вообще глубоко убеждена, что гуманитаризация – это общий тренд. Гуманитарий – это не профессия, а образ жизни. Поэтому нет разницы, где вы работаете, вопрос в том, воспроизводите ли вы ту систему ценностей, в которой человек является главным ориентиром, основанием для жизни. Гуманитарно-ориентированный человек может, например, спокойно работать в IT-сфере, очеловечивая ее. Гуманитарий – это человек, продуцирующий смыслы. И в этом понимании выпускники наших вузов, связанных со сферой культуры, очень значимы для культурного поля города. Но работу они находят очень разную. Они находят ее и в сфере культуры, и в сфере художественных практик, и в управленческой сфере. 

– Приходится ли вам сталкиваться со вчерашними выпускниками, сегодняшними представителями культурной сферы? Как вы оцениваете их профпригодность?

– Не люблю слово «профпригодность». Я бы сказала, что сегодняшние выпускники соответствуют полученной квалификации.  Во всяком случае те, которых я встречаю и в сфере культуры, и в сфере образования, вполне профессиональны. Мы, в общем-то, брак не выпускаем, и наши коллеги тоже. Если человек остается в профессии, это значит, что он закрепился и понял свое предназначение. Если говорить высоким штилем, осознал свою миссию. Конечно, в любой сфере есть и недоученные, и переученные специалисты – это реальность нашей жизни. Но в большинстве своем люди, оставшиеся в профессии, становятся теми, кто изменяет реальность.

– Существуют какие-то категории специалистов, в которых сегодня особенно нуждается культурная среда Екатеринбурга?                                                                                                             

– Сложно сказать. Но на мой взгляд, это люди, которых можно было бы условно назвать урбанистами. Но это не в узком смысле – люди, организующие производственную или технологическую среду. Это люди, понимающие смысл городской культуры и умеющие, с одной стороны, организовывать город как множественность локаций и смыслов, а с другой – удерживать образ города как целостность. Не хватает людей, которые видят город системно. Сегодня это проблема, потому что все мы разобщены, очень специализированы, и в силу нашей специализированности целостного видения города явно недостаточно.

– Екатеринбургская академия современного искусства – единственный в городе муниципальный вуз, который готовит кадры именно для сферы культуры. В чем его сильные стороны? 

– Академия ориентирована на сферу культуры, и обратите внимание – она готовит специалистов для самых разных областей: это и дизайнеры, и хореографы, и журналисты, и менеджеры культурных проектов. В этом плане направленность ЕАСИ мне очень импонирует. Во-первых, наши коллеги выступают инициаторами, создателями и организаторами определенного культурного продукта, который важен для города. Во-вторых, могут осмыслить, что особенного в этом продукте. И в-третьих, что очень важно, занимаются его продвижением. Весь этот комплекс они сейчас стараются удержать и делают это довольно успешно.

Я считаю чрезвычайно значимым, что вся работа в ЕАСИ связана с проектной деятельностью. Это не из серии «сегодня придумали, завтра сделали, послезавтра забыли». Их проектная деятельность действительно вписывается в логику развития культуры города. Именно поэтому ЕАСИ – уникальный вуз, работающий на город. Вуз, студенты и выпускники которого работают в области креативных индустрий и распространяют свой опыт в том числе и на Свердловскую область. Я вижу, что вуз развивается очень динамично. Мне нравятся его студенты – такие живые, активные, творческие.

– За четыре года работы в Государственной экзаменационной комиссии ЕАСИ можете ли Вы проследить динамику изменения качества дипломных проектов?

– Безусловно! К сожалению, я не могу отследить, как учатся студенты, я всегда вижу только финал. Но я могу говорить о том, что в ЕАСИ студентов на самом деле учат создавать и реализовывать проекты, важные для сегодняшней жизни. Из года в год на государственном экзамене ребята представляют выпускные работы, в которых затрагивают социально значимые проблемы: работу с ребятишками с ограниченными возможностями здоровья, помощь людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, где культура – как спасение. Вот это очень здорово, потому что ЕАСИ пытается изменять жизнь не сразу и не всю, а шаг за шагом, постепенно выстраивая очень сложную систему подготовки специалистов, которые могут сразу после получения диплома включаться в ежедневную работу в профессиональной сфере.

Мне кажется, что у вуза произошел качественный скачок года три назад, когда работы студентов стали в полной мере соответствовать требованиям к проектам: от заявляемой цели – к достигаемому результату. Все дипломные проекты в ЕАСИ, как правило, уже реализованы. То есть студенты на практике создали свои проекты, проанализировали, что особенно хорошо получилось, а где, может быть, недоработали, и представили на государственной аттестации результат своего труда. Это их первый шаг и первый вклад в развитие сферы культуры. Знаете, это ведь серьезная проблема, которая активно дискутируется в последнее время в высшем образовании: что должно быть в выпускной квалификационной работе выпускника. Как перспектива рассматривается возможность защищать реализованные проекты, стартапы. А в ЕАСИ это уже делают. И сейчас можно говорить, что в вузе существует отработанная технология создания и презентации проектов, которые на самом деле созданы, прожиты, прочувствованы и могут быть представлены широкой публике. Практически все проекты подготовлены по заявкам учреждений культуры или социокультурной сферы, это свидетельствует о востребованности того, что делают студенты.

Одно из требований государственной аттестации – присутствие в Государственной экзаменационной комиссии представителей работодателей. На государственных экзаменах в академии работодатели чрезвычайно сосредоточены и внимательны, потому что они могут выбрать сотрудников, у которых за плечами есть 1-2 готовых проекта.

– А на какие темы защищают дипломные проекты в Екатеринбургской академии современного искусства?

– Тематика проектов, которую предлагают выпускники ЕАСИ, чрезвычайно широкая. Она связана с той ценностной основой, которая транслируется вузом: мы живем в очень интересное время, в уникальном городе, наша задача – представить наш город, столицу региона, и сделать все, чтобы творческая активность его жителей была проявлена. Мне очень нравятся проекты студентов ЕАСИ, связанные с организацией культурной среды: создание фестивальных, творческих, выставочных площадок для детей, подростков – тех, кому именно сегодня важно включиться в сферу культуры. Это очень значимые вещи. Нравятся проекты, связанные с детско-родительским взаимодействием, направленные на работу с семьями. И еще одно направление – это пиар. ЕАСИ создает новую среду и пытается ее продвигать как новый образ Екатеринбурга – образ мегаполиса, образ города, в котором много разного и интересного. И они как раз являются частью этого разного и интересного.

– Можете ли вы привести какие-то конкретные примеры дипломных проектов выпускников ЕАСИ, которые Вам особенно понравились?

– В 2018 году на меня произвели впечатление проекты студентов профиля «Технологии управления в сфере культуры»: организация открытия фестиваля детского творчества «Синяя птица – инклюзив» Алены Палецких, организация конкурса семейного творчества «Зажги свою звезду» Виктории Парзиной, создание историко-культурного фотоархива «Индустриальный Екатеринбург» в фотоальбомах старшего поколения Надежды Стрига.

Среди проектов выпускников профиля «Визуальные коммуникации» этого же года хочу выделить разработку офисной сувенирной продукции к 300-летию Екатеринбурга от Виктории Александровой, разработку айдентики фестиваля современного искусства «Бажов-фест» Юлии Колбиной и разработку дизайн-кода проспекта Ленина Кристины Гавриловой.

Из работ 2019 года вспоминаются организация выставок молодых художников Анастасии Скурихиной, организация социокультурных акций для населения в городском микрорайоне Марины Девятериковой, создание инклюзивного маршрута в рамках акции «Ночь музеев в Екатеринбурге» Софьи Антипиной и организация выставки «Афган-30» на базе военно-исторического музея Светланы Морковниковой – проекты выпускников профиля «Технологии управления в сфере культуры».

По профилю «Визуальные коммуникации» выделю разработку комикса как средства привлечения детской аудитории в Библиотечном центре «Екатеринбург» Татьяны Лобановой, разработку скетчбука как средства продвижения образа Екатеринбурга Анастасии Гладковой, разработку арт-объекта для создания комфортной социальной среды в «КЦСОН Малахит» Луизы Авагян и сувенирную продукцию предметов культурного наследия здания ЕАСИ как памятника архитектуры для проекта «Ночь музеев – 2019» Алекс Арутюнян. Последние два проекта просто поразили, правда.

Что касается защит выпускников профиля «Танец и современная пластическая культура», то я никогда не видела, чтобы экзамен превращался в танцевальную феерию. При этом – все строго по протоколу: защитное слово с презентацией проекта, результативность и прочее.

В 2019 году мне запомнились проекты Вероники Петровой «Продвижение спектакля "Стойте на голове"» и Светланы Шариковой «Интерактивная танцевальная программа "Вальс Победы" как культурно-патриотическое событие города Екатеринбурга». Не поверите, и год спустя помню визуальное решение презентаций.

Студентов по профилю подготовки «Журналистика и связи с общественностью в области культуры» всегда выпускается очень немного. Что мне нравится, так это то, как они представляют Екатеринбург, какие элементы его образа стараются показать. Мне вспоминается работы Кристины Билас «Сетевые и бумажные корпоративные издания культурно-досуговых учреждений: актуальные проблемы и тенденции выбора формата» и Надежды Букриной «Образ Екатеринбурга как "города будущего" в материалах современных СМИ». А еще очень интересной находкой были проекты по созданию медиапродуктов, например, подкастов для соцсетей.

В этом году тоже есть очень запоминающиеся работы. Например, «Внедрение инструментов интернет-маркетинга в деятельность муниципального вуза» Евгении Трофимовой – не просто готовый проект, но разработанная и опробованная успешная технология для продвижения вуза. А также спроектированная Валентиной Водовозовой передвижная выставка Детской школы искусств №5, посвященная П.П. Бажову – очень цельная, продуманная и запоминающаяся работа.

– Как Вы считаете, какие перспективы развития есть у Екатеринбургской академии современного искусства как вуза? 

– Начнем с того, что академия сейчас обрела свое лицо, у нее действительно есть собственная ниша. ЕАСИ в своей работе не повторяет ни один из вузов в нашем городе. При этом, мне кажется, вуз может развиваться и в сторону научного осмысления сферы культуры, создавая новые бакалаврские программы.

Сейчас академия стала образовательно-культурным центром не только для Уралмаша, но и для города, аккумулируя силы педагогов, которые занимаются художественным творчеством. Вуз стал очень интересным инициатором культурных проектов – студенты академии не только учатся, не только получают квалификацию, но и уже фактом своей студенческой жизни меняют пространство вокруг себя. Достаточно вспомнить участие в акции «Ночь музеев» последних нескольких лет, где ЕАСИ выступил мощной культурной площадкой, ресурсным центром для территории.

Академия активно движется в сторону создания культурной среды для своих студентов и транслирует эту культурную среду в город – и это, мне кажется, очень перспективно. Активно взаимодействуя с территорией, ЕАСИ становится шире, чем просто городской вуз. Мне нравится, как это происходит, когда город связывается с областью. Мы не живем обособленно, и в этом смысле ЕАСИ – флагман в сфере культуры.


Беседовала Алена Попова,
специалист по связям с общественностью ЕАСИ

Фото: Максим Субботин,
портал
 «Культура.Екатеринбург.рф»;
Защита ВКР в ЕАСИ в 2019 году





Просмотров: 130         Поделитесь: