Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3

+7 (343) 253-73-15 +7 967 639-76-32

Любительский театр в современном контексте

16 марта 2020 г.


«Пролог-2020» на протяжении восьми лет создает площадку для формирования творческих связей и обмена опытом студентов и преподавателей учреждений среднего профессионального образования в области обучения театральному искусству. В программу конкурса входит просмотр творческих работ, мастер-классы ведущих театральных педагогов и научно-практическая конференция. Организаторами конкурса традиционно становятся Свердловский колледж искусств и культуры и Екатеринбургская академия современного искусства.

12-13 марта в рамках конкурса состоялась студенческая научно-практическая конференция профессиональных образовательных учреждений «Любительский театр в новых социально-культурных условиях». Мы расскажем о пленарном заседании, которое прошло в первый день конференции. Спикеры поделились историческими справками о развитии любительского театра, обсудили возможности существования непрофессионального театра в современном мире, рассказали о социальном и сайт-специфик театре, а также о способах продвижения творческих коллективов.

В пленарном заседании приняли участие заместитель директора Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей Людмила Сидоренко, доцент кафедры социокультурного развития территории ЕАСИ Юлия Сахновская, режиссер, руководитель Открытого студийного театра Ирина Лядова, режиссер, руководитель молодежного театра-студии «Галерка» Ольга Макутенене, организатор независимого театра «Место» Ольга Комлева, арт-менеджер, продюсер любительского студенческого театра «Верона» Анна Твердова.

Модераторами события стали доцент кафедры социокультурного развития территории ЕАСИ Ольга Стаина и студентка 4 курса ЕАСИ профиля «Журналистика в области культуры» Елена Петрова.

Диалог о театре начался с приветственных слов директора Свердловского колледжа культуры и искусств Ирины Сатымовой, проректора по научной и инновационной работе Екатеринбургской академии современного искусства Ларисы Петровой, начальника научно-исследовательского отдела ЕАСИ Анастасии Егоровой и заместителя директора по научной и учебно-методической работе СКИиК Натальи Владимировой.

«Любительские театры – это целая вселенная, в которой гораздо больше социальной значимости (в сравнении с профессиональными театрами – прим. авт.), которая гораздо важнее для общества, потому что раскрывает потенциал, дает смыслы, украшает и меняет жизнь значительно большего количества людей. Поэтому социальная ответственность сегодняшнего разговора чрезвычайно велика, и это помимо того, что он очень-очень интересен», – обозначила важность конференции Лариса Петрова. Анастасия Егорова, в свою очередь, определила значимость любительского театра в целом: «Любительский театр может дать голос каждому, подарить возможность высказаться, быть услышанным или услышанной, узнать реальные истории других людей. Любительский театр в новых условиях, когда все трясется и меняется, дает очень честное понимание того, что все преодолимо, и в этом его огромная ценность».

Первый спикер пленарной части Юлия Сахновская рассказала о важности любительского театра в историческом контексте: «Любительский театр был и всегда будет культурной почвой для развития театра в целом. Театральное любительство стало не просто попыткой профессионального театра, а именно его началом».

Людмила Сидоренко поделилась уникальными фактами из жизни студенческого театра Московского государственного университета, найденными в материалах библиотечного фонда Союза театральных деятелей. Людмила Юрьевна рассказала об архивах Всеволода Мейерхольда и его помощника Константина Бабанина, создании любительского театра МГУ и спектакле «Чайка», которая играется на сцене университета уже более 100 лет, не теряя сценического обаяния.

«Какие ассоциации вызывает у вас социальный театр?» – с этого вопроса начала диалог с участниками конференции Ирина Лядова. Даже если вы никогда не слышали о социальном театре, по ответам зала легко догадаться, что же это такое: «насущные проблемы», «страх», «меньшинство», «вовлеченность», «преодоление», «риск». Социальный театр рассматривает острые общественные темы: к примеру, война, бедность, инклюзия – все то, о чем больно, страшно и неудобно говорить в обычной жизни. Однако по словам Ирины, социальный театр не должен стать обузой для актера, режиссера и зрителя. Это опыт, который позволяет иначе взглянуть на творчество, обновить восприятие мира. Желание прикоснуться к социальному театру или стать его частью должно быть искренним и исходить от личных внутренних мотиваций.

Ольга Комлева рассказала о сайт-специфик театре – театре, выходящим за пределы сцены. На примере собственных проектов она продемонстрировала, как спектакли могут органично вписываться в пространства музеев, галерей и памятников архитектуры.

Анна Твердова перешла от лирического к прагматическому, затронув тему продвижения любительских театров. Как правило, любительский театр не обладает бюджетом для своего пиара, поэтому Анна советует четко определить зрительскую аудиторию, ответственно подходить к разработке афиш, использовать рекламные возможности социальных сетей, заводить партнеров и выходить на новые площадки.

Ольга Макутенене сделала акцент на том, как важно театру определить самого себя, понять свою миссию. Ольга поставила перед будущими режиссерами – студентами, участвующими в конференции, – непростую задачу: «Вам нужно ответить себе на вопрос: чем мой театр будет отличаться от других любительских или нелюбительских театров? Какую цель я ставлю себе? В эту секунду вам станут понятны и целевая аудитория, и подбор репертуара, и подбор актеров, и ваше личное творческое развитие. Мне кажется, что на этом вопросе возникает стык социального, профессионального и любительского театра – на вопросе "зачем?"».

После пленарного заседания слушателям предложили ознакомиться с докладами студентов Свердловского колледжа искусств и культуры. Ребята говорили о театральной педагогике, путях и формах взаимодействия любительского и профессионального театра, современных формах организации театрального события и особенностях работы с актерами инклюзивных театров.

В завершении дня перед участниками конференции выступил любительский театр ретро клоунады из Арамиля «Мельница», художественным руководителем которого является выпускница ЕАСИ профиля «Технологии управления в сфере культуры» Марина Старкова.  

По итогам конференции Екатеринбургская академия современного искусства планирует выпустить электронный информационный сборник. 


Текст: Алена Попова,
специалист по связям с общественностью ЕАСИ

Фото: Георгий сапожников,
фотограф портала «Культура.Екатеринбург.рф»


Фотогалерея:



Просмотров: 49         Поделитесь: