Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3

+7 (343) 253-73-15 +7 967 639-76-32

Культура для всех: актуальное об инклюзии

18 ноября 2019 г.


8 ноября в Театре балета «Щелкунчик» состоялась конференция «Культура и социальная ответственность: мы все разные. Культура для всех»

В качестве одного из экспертов конференции выступила ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Анатольевна Ахьямова с докладом на тему: «Культура для всех: актуальное об инклюзии». Вопрос о том, почему не всё и не всегда получается в инклюзии, стал ключевым в её выступлении. Представляем главные тезисы доклада.

Инклюзия – это процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь; это искусство общения, от которого выигрывает каждый: посетители, сотрудники, само учреждение культуры. И возможен этот процесс лишь при равноправии всех участников. Что этому мешает? Вопиющая форма социального неравенства – неравенство по признаку здоровья. Между тем, сегодня в Свердловской области – 273 644 человека с инвалидностью.

Первое, что мешает инклюзии – средовые барьеры, то есть все, что связано с архитектурными и техническими решениями. Руководителей учреждений культуры пугают трудоемкие и затратные мероприятия по созданию доступной среды. На сегодняшний день это преграждает путь к культуре людям с двигательными нарушениями – это 20% от общего числа людей с инвалидностью.

Убрать только лишь физические барьеры недостаточно – необходимо решить проблему информационной доступности. Этому зачастую мешают стереотипы. Так, вопреки расхожему мнению, лишь пятая часть незрячих умеет читать шрифт Брайля, менее трети глухих могут понимать письменную речь.

Доступность учреждений повышается, когда исчезают отношенческие барьеры. Чтобы преодолеть их, должна расти компетентность персонала: сотрудники должны знать, как встретить человека с инвалидностью, как проводить до места в зрительном зале, как подать информацию – чтобы, в конечном счете, посетитель непременно вернулся.

Почему именно сфера культуры должна организовать социализацию всех категорий граждан? Во-первых, творческие процессы и показатели регламентированно гораздо менее жестки, чем, к примеру, в сфере образования. Во-вторых, творческая реализация здесь не имеет возрастных ограничений для человека, а для людей с инвалидностью сфера культуры зачастую – единственное окно в мир.

Инна Анатольевна также приводит критерии инклюзивности учреждений, разработанные российско-германским проектом InKultur, среди которых – организационная политика, воля, а также устойчивость результатов. Без этого инклюзия не обретет стабильности и не будет развиваться дальше. К счастью, некоторые муниципальные учреждения культуры, понимая это, создают системные проекты. Одним из ярких примеров системной инклюзии, реализующих ведущий принцип инклюзии «Ничего о нас без нас», является Общественный совет муниципальной сферы культуры города Екатеринбурга.

Важно и создание рабочих мест для людей с инвалидностью: уже есть «Мастерская безграничных возможностей» Ассоциации «Особые люди» (именно они сделали для конференции значки и футболки), «Город мастеров» организации «Открытый город» (швейные, деревообрабатывающие мастерские по созданию авторских украшений и экопродукции), мастерские организации «Благое дело» (печать на кружках и футболках, керамическая, швейная, бумажная, деревообрабатывающая мастерские).

Проблемы реализации инклюзивной деятельности:

  • нет переводчиков на жестовый язык, тифлокомментаторов и тифлокомментариев;
  • недостаточное количество лифтов, пандусов, специально оборудованных туалетов, механизмов, автоматически открывающих двери для людей, испытывающих трудности в передвижении;
  • нет зон сенсорной разгрузки, адаптированных программ, социальных историй для людей с ментальными особенностями;
  • на уровне отношений страдают язык и этикет: налицо неумение обращаться и общаться с людьми с инвалидностью.

Мировая тенденция в инклюзии в сфере культуры – отход от нозологического подхода в сторону потребностей человека. Людей с инвалидностью больше не пытаются разделить по группам и видам, а стараются отвечать разным потребностям. Оказывается, что можно одновременно отвечать запросам разных групп населения, сменив или уточнив инструменты инклюзии.

Эффективные инструменты инклюзии:

  • упрощенный, ясный, адаптированный язык, который пригодится не только людям с ментальными особенностями, но и посетителям с нарушениями слуха, мигрантам;
  • видео, сопровождаемое жестовым языком и размещенное на сайте или в приложении: оно может описывать не только конкретное событие (выставку, экспонаты), но и рассказывать о самом учреждении культуры;
  • социальные истории, сопровождаемые фотографиями описываемого места, пути следования к нему и в нем, поясняющие его назначение;
  • крупнотекстовые описания картин – увеличенные экспликации сможет рассмотреть человек с ослабленным зрением, а также люди любого возраста (дети, пожилые);
  • выход артистов театра к аудитории после спектакля с тифлокомментарием, что поможет дополнить, уточнить образы, прикоснувшись к костюмам и декорациям;
  • тактильные картины; 
  • словесное описание (тифлокомментарий) выставок, спектаклей.

«Активное применение инструментов инклюзии, делающее возможным включение людей с инвалидностью в работу учреждений культуры, не только создает для всех участников ощущение принадлежности к процессам творчества и сотворчества, но и дает очевидную выгоду самому учреждению. Это помогает принятию решений по созданию безбарьерной во всех смыслах среды, способствует повышению статуса и конкурентоспособности учреждения, формирует его позитивный и современный профессиональный имидж. Глядя на такое учреждение культуры, мы ясно понимаем, что эта история не про жалость и гражданский долг. Эта история про профессионализм», – завершила свое выступление Инна Ахьямова.

Дарья Санникова,
Интернет-портал Культура.Екатеринбург.рф 

Фотогалерея:



Просмотров: 112         Поделитесь: