Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3

+7 (343) 346-76-32

Брусиловский. Сюита о жизни.

09 июня 2018 г.

Алексей Павлович познакомил аудиторию с основными вехами творческого пути Брусиловского. Мишу Шаевича нельзя назвать приверженцем конкретного художественного направления. Сложно выделить и строгую хронологическую последовательность развития индивидуального авторского почерка -  его живопись наполнена стилевыми трансформациями. Ранние работы пятидесятых годов академичны. В сухом точном рисунке и прямой перспективе невозможно угадать одного из создателей знаменитого «1918 года». Евгений Павлович рассказал о существовании двух версий полотна. Первую, «официальную», Мосин и Брусиловский согласовывали с художественными советами выставкомов. И именно ее участие в выставке «Урал социалистический» одобрили чиновники. Параллельно с ней писали второй вариант картины. Портрет вождя здесь выбивается из канонизированных требований изображения Ленина своей агрессивной экспрессией, что вызывало споры и скандалы. Однако художникам удалось отстоять право на собственную творческую интерпретацию истории, и эту радикальную версию полотна экспонировали на выставках в Москве и на биеннале в Венеции. Потом прославленную картину отправили в Волгоградский музей изобразительных искусств, где она находится и сегодня.   

В творческих поисках шестидесятых Брусиловский переживал, переосмыслял наследие Пикассо и Дали. Е. П. Алексеев подчеркнул, насколько эта художественная смелость резко контрастировала с атмосферой закрытого Свердловска. В живописной вселенной Брусиловского есть место и теплым домашним сюитам («Горшечники», 1964 г., «В мастерской», 1965 г., «Девочка с аквариумом (портрет Г. Холодовой), 1975 г.»), и вечным библейским сюжетам («Евангельский сюжет», 1976 г., «Бегство в Египет», 2003 г.).

Тема труда и индустриального производства была характерна для советской живописи шестидесятых - семидесятых. Рабочие Уралмаш завода становятся героями современного Свердловска.  Лектор познакомил с классическим примером такого искусства - «Литейщиками» И. М. Симонова (1959 г.). Художник обращается к принятым приемам изображения заводчан. Они запечатлены в реальной цеховой обстановке, в момент работы, в обычных производственных робах. Насколько эта ненарочитая производственная героизация не похожа на парадное спокойствие кузнецов Брусиловского. Е. П. Алексеев подчеркнул, что Брусиловскому удалось совместить «правду жизни» (герои находятся в пространства цеха) с яркостью цветных выходных костюмов, студийным спокойствием портретируемых. Валентина Александровна Самкова отметила, что Брусиловского редко останавливали пределы холста – правая группа кузнецов почти «упирается» в границы полотна.

Лекцию приправили байки из жизни Брусиловского (истории о детстве, знакомстве с Г.Мосиным и переезде в Свердловск, рассказ о вынужденной полугодовой медовой «диете»). Говорить об искусстве Брусиловского можно бесконечно долго. Мы благодарим Алексея Павловича за предоставленную возможность познакомиться с миром Мастера.

А. А. Егорова,
доцент кафедры актуальных культурных практик

Фотогалерея:



Просмотров: 294         Поделитесь: