Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Культуры, 3

+7 (343) 346-76-32

Больше хайпа, лайков и рéпостов

13 ноября 2017 г.

Ребята уставились в телефоны: делают селфи и шлют друг другу бесконечные сообщения

8 ноября в театре балета «Щелкунчик» в рамках открытия третьего сезона Театра танца «Лемниската Бернулли» состоялась премьера спектакля «Краткое содержание». Данс-истории про классическую литературу и гаджеты перед зрителями разыграли студенты профиля «Танец и современная пластическая культура» Екатеринбургской академии современного искусства, под руководством художественного руководителя и хореографа-постановщика театра — Татьяны Юрьевны Вдовиной.
Первое, что видят гости в зрительном зале: разлегшиеся на полу танцоры в нарядах, в которых сплелись мотивы одежды современного уличного стиля и костюма шамана. Все ребята уставились в телефоны и шлют друг другу бесконечные сообщения, делают селфи. Такой своеобразный ритуал интригует зрителей, а результат тут же появляется на экране в виде забавных переписок: «страшно, хочу к маме!», «мой папа, кажется, уснул».
Если заглянуть в программу мероприятия, можно увидеть отсылки к трем произведениями: «Муму», «Отцы и дети» Ивана Тургенева и «Анна Каренина» Льва Толстого.  Нетерпение тем временем все усиливается: когда же начнется действие?
И вот началось... На сцене появляются ребята-танцоры. Но вместо исполнения литературных сюжетов студенты кружатся в лихом танце, похожем на волшебный обряд. Это символ творческой силы, которая есть в каждом, но современный человек забыл о ней — его будто загипнотизировал экран монитора.
Сцена пустеет. Появляется ведущая и по совместительству главная героиня этого спектакля — Алёна Ивановна, процентщица, сыграла которую актриса Полина Дьячок. Ее разговоры о том, что такое танец по «мнению Википедии», и как воспринимать современное искусство позабавили зрителя.
К Алене Ивановне присоединяется студент Родион Раскольников, которого сыграл Иван Пермяков, студент ЕАСИ. Герой бледен, в слегка порванной одежде. Он несчастен.
Зрители сразу узнают сюжет и само произведение — слышны аплодисменты и возгласы одобрения. Только вместо традиционного сюжета «Преступления и наказания» на сцене разворачивается совсем другой сюжет – герои разрабатывают план по спасению литературных персонажей от забвения. Раскольников предлагает старухе снимать краткие содержания произведений, но «не больше трех минут, иначе смотреть не станут» и выкладывать их в сеть.
В погоне за современным читателем героям пришлось освоить новые технологии и осовремениться. Алена Ивановна и Студент все чаще переходят на интернет-сленг: лайки, репосты, ссылка. Смешно было наблюдать, как процентщица не всегда понимала их смысл и воспринимала буквально. Например, на фразу «подбросить «дров» для жаркой дискуссии в комментариях» поспешила найти настоящие дрова. А услышав: «…в конце репоста — ссылка!», вообще испугалась, подумав, что её куда-нибудь отправят. К счастью, Родион не только предложил идею, но и терпеливо объяснял, успокаивал старушку: «Сейчас всё в интернете».
Следующие выступления танцоров только подтверждают, что не только всё, но и все в интернете: например, когда группы людей в танце ищут, где бы зарядить свои телефоны. Или сценка, где несколько компаний друзей о чем-то разговаривают, но потом наступает тишина — все смотрят в гаджеты.
Очаровательная история на романс Варламова "На заре ты ее не буди"Девушки в черных плащах с телефонами стоят в очередях, трясутся в вагонах метрополитена. Обычная бытовая зарисовка, которая знакома каждому. И тут внезапно падает человек... Ему не оказывают помощь: прохожие перешагивают через него. От этого бросает в дрожь: почему такое равнодушие? Возможно, так происходит оттого, что не всегда понятно, где проходит тонкая грань между реальностью и виртуальным пространством.
После изображения краткого содержания быта современных людей, настает очередь той самой доброй старины, про которую обычно говорят: «А вот раньше было лучше».
Перед зрителем разворачиваются лирические сценки про любовь, которая не может быть счастливой. Это и народные танцы на романс Варламова «На заре ты ее не буди», в ярких сарафанах среди деревьев.
«- Любовь у них: бегают вокруг деревьев только…
- Как мило, прямо как в молодости…
- Это когда было 12 лет?» — появляется на большом экране переписка. В зале слышен смех зрителей.
Или, например, трогательный танец девушки в кокошнике и юноши под меланхоличный романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду».
Барыня покажет как убить Муму за две минуты...После таких романтичных сцен ожидаешь чего-то возвышенного, но именно в этот момент происходит объединение современности и классики. На сцене появляются люди в рубашках-балахонах с надписями на груди: «Базаров», «Тифозный труп» или «Герасим» и «Муму», а также имена персонажей из книги «Анна Каренина». Всего за несколько минут перед зрителем разыгрываются основные сюжетные произведений. Совершенно не успеваешь проникнуться симпатией к какому-либо герою или осознать до конца, что же происходит. И только после гибели героя – факта, объединяющего все три истории – каждый раз становится не по себе точно также, как в сцене с человеком, умершим на улице, среди людей, продолжающих делать селфи... Поражаешься, как весело и задорно может восприниматься трагедия, если изменить форму подачи, если все сократить.

Самым эмоциональным событием становится убийство процентщицы.  На красном фоне, внутри толпы стоят Алена Ивановна и Родион Раскольников. У Родиона в руках топор. Толпа кричит: «Убей ее, убей!». Создается впечатление, что это зрители кричат гладиатору добить свою жертву. Но студент не может поднять руку на человека…
Самым эмоциональным событием становится убийство процентщицыПроцентщица читает свой монолог, в котором взывает к сочувствию, к тому, что каким бы ни был человек, он не должен оставаться брошенным. На щеках у Алены Ивановны появляются слезы, многие зрители настолько сопереживают ей, что сами начинают плакать. Но героиня падает замертво, будто у нее внезапно сели батарейки. И вокруг Алены Ивановны лежат девушки с разряженными телефонами, такие же «мертвые», как и их техника. Мы видим метафору: стоит только нашему гаджету разрядиться, мы сразу же становимся беспомощными.
По залу все громче звучат аплодисменты — люди восхищены…
Как бы ни увлекала техника, все еще остается что-то настоящее, человеческое в людях — мы по-прежнему можем сопереживать. Но чтобы прочувствовать классическую литературу, нужно ее прочитывать полностью, потому что краткость не всегда передает все нюансы, которые и составляют атмосферу произведения – мы это очень четко увидели в спектакле.
К сожалению, у нас не получилось кратко рассказать о «Кратком содержании». Но, как и Алена Ивановна, надеемся получить «больше хайпа, лайков и рéпостов».

Все фотографии можно посмотреть по ссылке https://vk.com/album-21204820_249004867

Любовь Шестакова, 422-КЖ,
Анастасия Сбродова, 222-КЖ




Просмотров: 670         Поделитесь: