Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Красных партизан, 9

+7 (343) 346-76-32

Художник, как ты возникаешь в этом мире?

03 октября 2017 г.

«Конечно, когда слышишь, что есть современный художник, часто начинаешь думать про определенный психотип: он ездит по миру, печет проекты как пирожки, он и здесь, и там… Сразу вспоминается Чуковский, который говорил, вот вы видите луну на небе? Она бывает в разных фазах, а иногда ее вообще не видно. А если она постоянно светит, то это, наверное, не луна, а декорация?», – слова Юлии Симаковой (художник, преподаватель УрФУ и ЕАСИ), прозвучавшие, отнюдь не в начале обсуждения, но ставшие, как нам показалось, отличным началом, нашего резюмирующего материала. Какой художник имеет право называться луной, а не декорацией?

Ни для кого не секрет, что художественное искусство весьма консервативное: основывается на стандартах образования, принятых еще в 19 веке. Однако за условные 20 лет сформировалась культурная среда с медиаторами и кураторами. Образовалась уникальная платформа на основе биеннале с экспертами, критиками, художественными и образовательными проектами. Возможна ли специальная институция, для производства художников в условиях современности?

Лейтмотивом всего обсуждения становятся слова Л. С. Грачиковой (художник, преподаватель РГППУ): «Научить нельзя, помочь может только художественная среда». Еще бы! Спорить с таким утверждением глупо, когда перед тобой сидит живое доказательство – Иван Хрящиков, по образованию – кондитер, по состоянию души – художник. По его словам, в кондитерском деле царит дикий академизм, от которого он нашел спасение в современном искусстве. Коммерция – враг творчества, а разграничивая работу и искусство, не нужно переживать, как бы все продать.

Поддерживает утверждение и Леонид Салмин (профессор кафедры графического дизайна УралГАХУ): «Часто в искусство люди попадают именно таким путем, как Иван Хрящиков. У кулинара, наверно, шансов больше, потому что какая-либо образовательная институция не может выступать конвейером по созданию художников. Организации всегда заняты формализмом процесса. Современный же художник зреет совсем в других оранжереях. Не образования».

Как красноречиво вышло про оранжереи… Действительно, художника нельзя вырастить искусственным путем, нужен благоприятный микроклимат, плодородная почва, в которой художник сможет взрастить свой потенциал, не обязательно следуя традициям академизма. Например, еще один спикер – художник Кирилл Бородин, предложил в качестве эксперимента начинать изучать историю искусства с конца: «Я, признаться, Месопотамию знаю даже лучше, чем передвижников! Потому что традиционно все начинается с палеолита, неолита и потом раз и не успели ничего! Ну, если с преподавателем повезет, дойдете, может, до Энди Уорхолла». И действительно, иногда полезно, что называется перевернуть лист вверх ногами, чтобы увидеть, где линия уползла не туда.

Подбираясь к завершению текста, мы по обыкновению задумались, как бы наиболее удачно сформулировать вывод? Но так вышло, что слова Юлии Симаковой идеально подходят не только для эффектного начала текста, но и для эффектного завершения, спасибо ей за ясность!

«Для меня само словосочетание «производство художника» абсолютно абсурдно. Что значит производство художника? Художник – это ни товар, ни продукт, это штучное явление! Невозможно его создать в условиях академической институции, другое дело, что можно показать какие-то направления для развития. Поэтому, художник, как ты возникаешь в этом мире? – это вопрос твоей личной ответственности!»

Аннотированный библиографический список к круглому столу в рамках параллельной программы
IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства.

Текст: Валерия Метелева, Любовь Шестакова, 4 курс

Фото: Юлия Недашковская, Анастасия Егорова

В обсуждении приняли участие художники и преподаватели
Круглый стол привлек множество зрителей и экспертов

Фотоотчет о мероприятии  смотрите в альбомах тут и здесь




Просмотров: 125         Поделитесь: