Екатеринбургская академия современного искусства
Ekaterinburg Academy of Contemporary Art

г. Екатеринбург, ул. Красных партизан, 9

+7 (343) 346-76-32

Цифровое искусство – модный тренд

27 мая 2017 г.

18 мая руководитель Лаборатории цифрового искусства ЕАСИ Перевалов Денис Сергеевич прочитал лекцию в ЕАСИ на тему «Современное искусство: цифровой мир». Это предпоследняя встреча в текущем учебном году в рамках проекта «Лекторий». На прошлых лекциях обсуждались такие сферы, как искусство фотографии, стенография, образование. В этот раз спикер поговорил с аудиторией о становлении цифрового искусства и о том, какие тенденции сейчас в нем преобладают. 

Денис Перевалов рассказал, что в последнее время к этому направлению искусства проявляют все больший интерес: «Приходят фирмы и просят сделать инсталляцию цифрового искусства на Инопроме. Раньше такого не было, потому что просили сделать развлечение для аудитории. Возможно, что это тренд богемности, если искусство – значит дорого».

 Денис Сергеевич рассказал аудитории о своем отношении к современному искусству. Он открыл слайд, где были представлены работы М. Дюшана: «Писсуар» и «Вращающееся стеклянные пластины».

«Когда я смотрю на произведение, то сразу же распознаю «технологический код», –  сказал спикер, – первая работа для меня «нулевая». Для искусства она действительно много значит, но с точки зрения технологий – нет. А вторая – кинетическая инсталляция. В недвижимом состоянии выглядит, как пропеллер, а в движимом, как полупрозрачная конструкция в пространстве».

 Эти высказывания вызвали бурную реакцию: преподаватели стали шумно обсуждать. Но, когда Перевалов объяснил, что для него важно движение, взаимодействие в арт-объекте удивленные и возмущенные возгласы утихли. 

Спикер рассказал, что во всем мире, разыми организациями и учреждениями все создается все больше проектов с применением цифровых технологий.

Исторически сложилось цифровое неэлектронное, электронное не цифровое и просто цифровое. Все началось с Жаккарда и его изобретения – ткацкого станка, который позволял переносить принты на одежду.

«Его станок представлял собой устройство, реализованное механическим способом. – сказал Перевалов, – с помощью набора перфокарт создавался узор. Сейчас такие карты используются для внешнего источника памяти ЭВМ».

В 20 годах ХХ века возник музыкальный инструмент – терменвокс, созданный Львом Терменом. От движения рук у него менялась громкость и тембр.

  «Сначала появился звук. Потому что это одномерный сигнал, который меняется во времени. Видео же многомерный сигнал, его создать сложнее. Поэтому электронные визуальные технологии появились позже», – рассказал Денис Сергеевич. Сильно повлияло на цифровое искусство изобретение видеосинтезатора и созданное на нем видео «Каталог 1961», где показаны все эффекты, которые можно применить с помощью этого устройства.

«Современные видео-технологии концептуально остались на уровне Джона Уитни, изменились только качественно. – Поделился спикер, – тем, кому интересен видео-арт стоит посмотреть».

Денис Сергеевич также представил зарубежные проекты в сфере цифрового искусства, такие, как «Vectorial Elevation», созданный в Мехико к празднованию 2000 года. Специальные прожектора создавали мощные лучи, которые контролировались онлайн-симуляционной программой 3D и визуализировались цифровыми камерами. Суть этой задумки была в том, чтобы люди могли задавать параметры для лучей и смотреть на результат.

«We are Light catchers» было создано два года назад в Берлине. В этом мог принять участие любой желающий. Участникам надевался специальный браслет с датчиком, который реагировал на свет. В конце дня люди приходили и отдавали свои браслеты. На специальной скульптуре с помощью разных цветов показывалось, как провел свой день человек, какое освещение его окружало.

В приведенных, в качестве примеров, проектах люди принимали участие в создании цифрового искусства. С одной стороны, в них представлена развлекательная сторона – зрелищность, с другой – это исследования, познание жизни с помощью технологий, и создание общими усилиями объекта искусства.

В ЕАСИ тоже создают такие арт-объекты. Например, в рамках фестиваля светового искусства «Не темно» 2016 года во внутреннем дворе академии были представлены интерактивные светомузыкальные арт-объекты «Сны шамана» и «Парк привидений». Арт-объекты меняли свой цвет от движений зрителей, а также можно было услышать музыку от электрочума шамана.

 «Мы подумали, чем может ЕАСИ выгодно отличаться и решили, что будем заниматься развитием именно цифрового искусства», – прокомментировала Петрова Лариса Евгеньевна, проректор по научной и инновационной работе.

Лариса Евгеньевна также рассказала о следующей июньской лекции: «Академия участвует в реализации гранта Потанина по изучению аудитории современного искусства в крупных городах России. Мы с вами сможем обсудить первые эмпирические результаты».

Участие ЕАСИ в подобных проектах красноречиво говорит о высоком творческом и исследовательском потенциале наших студентов и преподавателей. Представители академии реализуют проекты на уровне самых успешных российских и зарубежных коллег – художников и исследователей. Теперь главное – обеспечить поддержку и эффективно задействовать потенциал всего коллектива ЕАСИ в реализации наших креативных и исследовательских начинаний.

P.S. Если кто-то интересуется проектами в сфере цифровых технологий, может посмотреть их на таких ресурсах, как Creative application.net, The creator project.

Любовь Шестакова



Просмотров: 125         Поделитесь: